Кто много читает, тот много знает.

2-Й КЛАСС (1–4)

 

Осень

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья1.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья. (39 слов)

(К. Бальмонт)

Вопросы и задания

1. Какое настроение у автора стихотворения?

2. Какие чувства вызывает у тебя это стихотворение?

3. Отличается ли твоё настроение от настроения автора? Если да, то попробуй объяснить, почему?

3. В каком четверостишии уживаются два вида настроения, чувств? Прочти его.

______________

1 Благовоние – аромат, приятный запах.

Золотой ключик или Приключение Буратино

(отрывок)

Куклы на сцене играли весёлую комедию. Буратино ужасно смеялся. Вдруг куклы увидели его и закричали: "Смотрите, это настоящий живой Буратино! Весёленький Буратино, иди к нам!"
Буратино прыгнул на сцену. Куклы начали его обнимать, целовать, щипать, тормошить.
Тогда из-за сцены высунулся такой страшный человек, что можно было окоченеть от страха.
Это был Карабас Барабас... (53 слова)

(А. Толстой)

Вопросы и задания

1. Вспомни, как Буратино оказался в театре?

2. Кто был хозяином этого театра?

3. Как весь кукольный народ встретил весёленького Буратино?

4. Как ты понимаешь слова "окоченеть от страха"?

5. Что произошло потом?

Утренние лучи

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать свои золотые лучи – будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Жаворонок запел свою серебряную песенку.
Второй луч попал на зайчика. Зайчик весело запрыгал по росистому лугу.
Третий луч попал в курятник. Петух запел: "Ку-ку-ре-ку!"
Четвёртый луч попал в улей. Полетела пчёлка собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул. (79 слов)

(По К. Ушинскому)

Вопросы и задания

1. Как автору так красиво удалось рассказать про утренний рассвет?

2. Вспомни, куда попадали первый, второй, третий, четвёртый и пятый лучи? Смотри не ошибись.

3. У какого луча была самая трудная работа?

Жил на свете слонёнок

(отрывок)

Жил на свете слонёнок.
Это был очень хороший слонёнок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Так всё сидел слонёнок у окошка, сопел и думал, думал...
Однажды на улице пошёл дождь.
– У-у! – сказал промокший лисёнок, увидев в окошке слонёнка. – Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком!
Слонёнок обрадовался и стал "большим зонтиком". И лисята, и зайчата, и ежата – все прятались под его большими ушами от дождя... (74 слова)

(Г. Цыферов)

Задания и вопрос

1. Представь, что перед тобой сидит маленький малыш. Перескажи для него этот текст.

2. Найди и подчеркни в тексте героев произведения. Кто ещё мог бы подсказать слонёнку о его новой профессии? Будь внимателен, не ошибись!

3. Придумай концовку сказки так, чтобы слонёнок мог гордиться своей профессией.